Среда, 23.09.2020, 22:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Химия

урок в 8 классе
[ Скачать с сервера (51.5 Kb) ] 06.12.2012, 11:37
Муниципальное образовательное учреждение «Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа»



Урок химии в 8 классе
на основе деятельностного метода


«Кислоты, их классификация и свойства»

Учитель химии и биологии
первой категории
Баженова Елена Викторовна

2010 г

Тема: Кислоты, их классификация и свойства.
(учебник О.С.Габриеляна «Химия 8 класс» 2008 г, п 38)
Цель урока: рассмотреть классификацию и свойства кислот.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов; рассмотреть их классификацию и общие свойства кислот в свете ионных представлений; сообщить дополнительный материал, основанный на практическом применении в жизни.

Развивающие: продолжить развивать интерес учащихся к предмету; умения самостоятельно получать знания; совершенствовать речь учащихся, навыки по исследованию химических веществ; умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; развивать умения работать в парах, творческие способности детей.

Воспитательные; создать на уроке доброжелательную психологическую атмосферу, чувство взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей.

Оборудование: - шкала для определения эмоционального состояния ученика;
- карточки для: химической разминки, игры «Волшебный цветок»;
- инструктивные карточки по выполнению лабораторных опытов;
- набор реактивов и оборудования для лабораторных опытов;
- полезные советы по выведению различных пятен с помощью кислот;
- схемы «Химические свойства кислот», «Классификация кислот».

Ход урока:
1. Ориентировочно- мотивационный этап.
1) Психологическая разминка / определить с помощью шкалы эмоциональное состояние учащихся в данное время/.
2) Химическая разминка / в форме игрового задания выяснить, о чём пойдёт речь на уроке/.
Даны фантастические слова, нужно переставить буквы так, чтобы получилось название какого-то вещества.
СОФОФНАРЯ - фосфорная,
АЯНЯЛОС - соляная,
РЕСАНЯ – серная,
АНЯТОЗА – азотная,
ВЕКАЯНИМЕР – кремниевая.
Учитель: Каким одним словом можно назвать эти вещества?
/ Ответы детей. Кислоты/.
Сообщение темы: Кислоты, (Ставим запятую, т.к что мы о них узнаем, это нам предстоит выяснить в ходе нашего урока).

2. Операционно – исполнительный этап.
1). АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
( активизировать мыслительную деятельность учащихся; трансформировать и применять ранее полученные знания)
Учитель: Что мы уже знаем о кислотах?
(Ответы детей)
(определение кислот как сложных веществ и как электролитов, физические свойства, при диссоциации кислот образуются катионы водорода, поэтому все кислоты кислые на вкус, изменяют окраску индикатора).
2). ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
(определить мотивацию, приём «Куда идти?»- выявление и фикса-
ция причины затруднения)
Учитель: Что мы ещё не знаем о кислотах? Какие знания нужно привести в систему? Упорядочить?
(Ответы детей)
(классификацию, свойства кислот как электролитов)
Полная запись темы урока: «Кислоты, их классификация и свойства»
Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить эти задачи?
3). ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Нужны дополнительные сведения.
2. Нужны исследования по изучению свойств кислот.
4). РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и таблицей учебника на с.209-210, оформление результатов работы в виде схемы.
2. Первичное закрепление и проговаривание, сравнение результатов со схемой учителя.
3. Выполнение лабораторных опытов (по инструктивным карточкам –(Приложение 2), составление уравнений химических реакций с участием кислот.
! ТБ. Осторожное обращение с кислотами.
4. Самопроверка по учебнику (побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, важно на этом этапе создать ситуацию успеха!)
5. Обобщение учителем по схеме «Химические свойства кислот»
с применением стихов.
Кислота и ОСНОВАНИЕ
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.

Возьмём любой нерастворимый гидроксид,
Который с кислотой любезничать спешит,
А в результате – соль с водою.

В кислоту внесёшь ОКСИД ты
Настоящего МЕТАЛЛА,
Без сомненья соль и воду
Ты получишь, если надо.

Кислота, кроме азотной,
И МЕТАЛЛ до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.

А если кислоту с СОЛЬЮ взять
Получатся другая соль и кислота опять.
Учитель: Зная химические свойства кислот, можно применять их в практической деятельности, в повседневной жизни. И я вам в качестве подарка приготовила ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (Приложение1)
5). ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
*** Игра «Что лишнее?» (по классификации)
*** Игра «Волшебный цветок» (по химическим свойствам; нужно
выбрать, оторвать лепестки с формулами веществ с которыми будет взаимодействовать соляная кислота- HCl)
Переписать в тетрадь, дома дописать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах.

6). ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
* п 38, задание в тетради (обязательное),
* разноуровневые задания на столе учителя (по выбору ),
+ творческое (кроссворд, сказка, стихи, ребусы и т. д.)

3. Рефлексивно – оценочный этап.
Чего добились?
1). Психологическая оценка / по шкале /.
2). Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

***Ответы на вопросы:
- Какая была цель? Каких результатов добились?
- За что могу похвалить себя, одноклассников?
- Что больше всего понравилось?
- Что было очень трудным? Что удивило?

***Или продолжить предложение «Своей работой я доволен (не доволен), потому что….



Приложение 1


***Как всякая кислота, уксус легко удаляет остатки мыла с того, что вы вымыли. Поэтому в уксусе принято полоскать после стирки шерстяные и шёлковые изделия.
***Ржавые пятна с книжных страниц выводится раствором лимонной кислоты.
***Пятна от рыбьего жира выводят с одежды крепким раствором уксуса ( 1 ст. ложка на один стакан воды ).
***Вещи из пёстрых тканей, испачканные кофе или чаем, простирывают в холодной воде, слегка подкислённой уксусной кислотой.
***Пятна от травы выводят при помощи салициловой
кислоты. Запачканные места протереть ватой, смочен- ной, а затем прополоскать в чистой воде.
***Краски ковра снова станут яркими и насыщенны- ми, если протереть его тряпкой, смоченной в уксусе. Секрет прост: уксусная кислота обезжиривает ворсинки, сглаживая их поверхность, и свет на них преломляется иначе.
***Если оконные стёкла загрязнены, их можно вымыть раствором уксуса ( 2 ст. л на стакан воды )
***Белёсый поясок на внутренней стороне прозрачных ваз, стаканов можно удалить раствором уксуса ( 1 ч. л на стакан воды). Раствор налейте в пострадавшую
посуду и оставьте на 1 час. Уксус великолепно растворит минеральный осадок ( а белый поясок состоит именно из него ).

Приложение 2
Инструктивная карточка
ВНИМАНИЕ! ОСТОРОЖНО ОБРАЩАЙСЯ С КИСЛОТАМИ !
Опыт№1. Взаимодействие кислот с основаниями.
Налейте в пробирку раствор гидроксида натрия, добавьте 1-2 капли фенолфталеина, затем прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Как называется данная реакция? Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Для проверки воспользуйтесь учебником на с.211.
Опыт№2. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Насыпьте в пробирку немного оксида меди ( 2 ) – CuO, прилейте к нему раствор серной кислоты, немного нагрейте. Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Для проверки воспользуйтесь учебником на с.212.
Опыт№3. Взаимодействие кислот с солями.
К раствору серной кислоты прилейте раствор хлорида бария. Что наблюдаете? В каких случаях эти реакции идут до конца? Запишите уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Для проверки воспользуйтесь учебником на с.213.
Категория: Химия | Добавил: звездочка
Просмотров: 1263 | Загрузок: 1435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]